Эпос «Урал-Батыр» относится к жанру кубаир — жанру башкирской народной поэзии, традиционно исполняемый речитативом под аккомпанемент домбры, реже курая. И музыка является неотъемлемой частью при исполнении отрывков эпоса.
На конкурсе юных сказителей эпоса «Урал-Батыр» в первом туре участники выразительно и эмоционально читают наизусть эпос, используя при этом народные инструменты — кубыз, курай и домбру. Ни одно выступление не может оставить равнодушным зрителей и членов жюри, так как у каждого конкурсанта свой взгляд, свое видение того, как именно нужно исполнить строки эпоса. Музыка к эпосу заслуживает отдельного внимания, поскольку она придает красоту и значимость происходящему событию.
Эпос «Урал-батыр», как и другие башкирские кубаиры-сказания, передавался из «уст в уста» многими поколениями поэтов-песенников, называемых сэсэнами. Сэсэны исполняли древние поэтизированные сказания на различных народных сборищах. Сэсэны аккомпанировали себе игрой на курае, домбре или кубызе. При этом исполнители как бы сами становились участниками повествуемых событий, устраивали артистические сценки одного актера, жестикулировали, падали и вставали, плакали и смеялись вместе с представляемыми героями своих произведений. Молодые сэсэны перенимали тексты этих кубаиров у старших коллег. Иногда исполнители вносили в них свои сочинения. Между ними устраивались состязания по знанию эпосов и исполнительскому мастерству. При этом тексты «выравнивались», переходя от одного исполнителя к другому. Так эпические сказания передавались «из уст в уста», из поколения в поколение и сохранялись в башкирском народе не только веками, но и тысячелетиями, оставаясь культурным достоянием народа благодаря человеческой памяти. Нить передачи не обрывалась, так как дублировалась множеством исполнителей.